Второй пункт: правильная работа. Она тоже перестала быть существенной частью вашей жизни. Физическая работа стала постыдной. Западный мыслитель Альберт Камю шутливо написал в одном из своих писем, что придет время, когда люди начнут просить своих слуг совершить за них любовный акт. Если некто влюбляется - он пошлет своего слугу заняться любовью с возлюбленной от его имени. Это однажды может произойти! За вас уже все делают другие; занятия любовь - единственная вещь, которую вы делаете сами. Вы просите других помолиться за вас, совершить ритуалы от вашего имени. Вы идете к священнику в храме и просите его совершить богослужение от вашего имени. Вы даже имеете слугу, который делает за вас вещи, подобные молитве и поклонению. Так что, если вы имеете слугу, чтобы поклоняться за вас, то, возможно, что однажды мудрые люди будут посылать своих слуг заняться любовью с их возлюбленной от своего имени. В чем тут трудность? И те, которые будут не в состоянии позволить себе иметь слугу, будут чувствовать стыд от того, что вынуждены заниматься любовью сами. Это возможно, потому что в жизни есть так много значительного, но сейчас вы делаете это за счет своих слуг. И вы совсем не осознаете, что вы теряете, упуская значительные вещи. Вся сила, вся живительность жизни теряется, потому что человеческое тело и человеческое бытие созданы для совершенно определенного количества работы - и сейчас он освободился от всей этой работы. Правильная работа - это также существенная часть в пробуждении человеческого сознания и энергии. Однажды утром Авраам Линкольн чистил дома свои ботинки. Один его друг, зайдя к нему, сказал: «Линкольн! Что ты делаешь? Ты чистишь свои ботинки?» Линкольн сказал: «Ты удивляешь меня! Ты что, чистишь ботинки других? Я чищу свои ботинки - а ты чистишь обувь других?» Друг сказал: «Нет-нет, я даю чистить свои ботинки другим!» Линкольн сказал: «Это даже хуже - отдавать чистить свои ботинки другим, нежели чистить ботинки других». Что это значит? Это означает, что мы теряем наш прямой контакт с жизнью. Наш прямой контакт с жизнью - это то, что приходит через работу. Однажды около трех тысяч лет назад, когда Конфуций был жив, он зашел в одну деревню. В саду он увидел, что старый садовник с сыном брали воду из колодца. Для старика эта работа была очень тяжелой, хоть даже сын и помогал ему. А старик был очень стар. Конфуций удивился тому, что этот старик не знает, что сейчас для вытаскивания воды из колодца используются волы и лошади, -он тащил ее сам. Он пользовался такими устаревшими методами! Конфуций подошел к старику и сказал: «Мой друг! Вы не знаете, что изобрели новые методы? Люди вытаскивают воду из колодцев с помощью лошадей и волов. Почему вы это делаете сами?» Старик сказал: «Говорите потише, говорите потише. Для меня не имеет значения то, что вы сказали, но я боюсь, что мой молодой сын может услышать вас». Конфуций спросил: «Что вы имеете в виду?» Старик ответил: «Я знаю об этих изобретениях, но все изобретения, подобные этим, освобождают человека от физической работы. Я не хочу, чтобы мой сын стал освобожденным, потому что в тот день, когда он будет устранен от физической работы, он будет разъединен с самой жизнью. Жизнь и работа - это синонимы. Жизнь и работа имеют одно и то же значение. Но постепенно вы начинаете называть тех, кто не должен делать физическую работу, счастливчиками, а тех, кто должен делать физическую работу - несчастными. И это отчасти верно, так как многие отказались от работы, а другие должны выполнять слишком много работы. Слишком много работы убивает вас, слишком мало работы тоже убивает вас. Так что я говорю: правильная работа - правильное распределение физической работы. Каждый должен делать определенную физическую работу. Чем больше интенсивности, блаженства, благодарности человек вносит в свою работу, тем больше он будет находить, что вся жизненная энергия начинает двигаться вниз от головы, приближаясь к пупку. Для работы не нужны ни голова, ни сердце. Энергия для работы исходит непосредственно из пупка - это ее источник. Наряду с правильной диетой немного физической работы абсолютно необходимо. И это не то, что должно быть в интересах других - если вы обслуживаете бедных, это полезно им; или вы идете в деревню и занимаетесь сельским хозяйством - это полезно фермерам; или если вы выполняете какую-то работу, то делаете большое государственное дело. Это все фальшивые вещи. Это лишь для вашей собственной пользы, и ни для кого еще. Это не имеет отношения к выгоде для кого-то еще. Кому-то еще это может быть полезно, но, в первую очередь, это для вашей собственной пользы. Когда Черчилль вышел на пенсию, один из моих друзей поехал навестить его дома. В свои преклонные годы Черчилль копал землю и сажал растения в своем саду. Мой друг задал ему несколько вопросов о политике. Черчилль сказал: «Прекратите! Сейчас с этим покончено. Сейчас, если вы хотите спросить меня о чем-то, вы можете спросить меня о двух вещах. Вы можете спросить меня о Библии, потому что я читаю ее дома, и можете спросить меня о садоводстве, потому что я занимаюсь этим в саду. Сейчас я не интересуюсь политикой. Это прошло. Сейчас я просто работаю и молюсь». Когда мой друг вернулся, он сказал мне: «Я не понимаю, что за человек этот Черчилль. Я надеялся, что он даст мне некоторые ответы, но он сказал, что просто работает и молится». Я сказал ему: «Сказать “работаю и молюсь” - это повторение. Работа и молитва означает ту же самую вещь - они синонимы. И в тот день, когда работа становится молитвой, а молитва становится работой, будет достигнута правильная работа». Немного физической работы абсолютно необходимо, но вы не обращаете на это внимания. Даже традиционные саньясины Индии не обращают никакого внимания на работу - они уклоняются от ее выполнения. Они просто движутся в другом направлении. Богатые люди перестали делать физическую работу, потому что они имеют деньги и могут заплатить за эту работу, а саньясины перестают работать, потому что они ничего больше не делают в этом мире. Они не должны ничего создавать или зарабатывать деньги, так что зачем им работать? В результате два уважаемых класса общества отстранились от работы. А люди, в чьих руках остается работа, постепенно увядают. Для искателя физическая работа имеет большое значение и приносит пользу не потому, что вы будете что-то производить, но потому, что чем больше вы будете включаться в какой-то вид работы, тем больше ваше сознание будет центрироваться, оно начнет спускаться от ума. Нет необходимости, чтобы работа была продуктивной. Она может быть непродуктивной - просто упражнением. Но некоторая физическая работа абсолютно необходима для жизненности тела, живости ума и полного пробуждения сущности. Это вторая часть. Но каждый может совершить ошибки в этой части. Также, как каждый может ошибаться относительно диеты - есть слишком много или слишком мало, также ошибка может случиться и здесь: каждый может или не делать никаких физических упражнений, или делать их слишком много. Борцы делают слишком много упражнений, они находятся в болезненном состоянии. Борец - нездоровый нездоровый человек. Борец слишком нагружает тело - это его утомляет. Если тело насилуется, тогда некоторая часть тела, некоторые мускулы могут стать развитыми, но ни один борец не живет долго! Ни один не умирает здоровым. Вы знаете, что все борцы, будь он Гама, или Сандов, или кто-то еще, даже величайшие в мире - умирают нездоровыми. Они умирают преждевременно, и они умирают от жестоких болезней. Насилуя тело, можно развить мускулы и сделать тело заслуживающим внимания, показа, но есть большая разница между показом и жизнью. Существует большая разница между тем, чтобы быть здоровым, и тем, чтобы быть выставленным напоказ. Каждый человек должен отыскать согласно себе и своему телу, сколько он может сделать физической работы, чтобы быть более здоровым и свежим. Более свежий воздух внутри тела, больше блаженства, человек становится более жизненным, - но это надо исследовать внутри. Симона Вейл, французский философ, написала в своей автобиографии удивительную вещь. Она сказала: «До тридцати лет я всегда была усталой. Я была нездорова и имела частые головные боли. Но лишь в возрасте сорока лет я поняла, что до тридцати лет я была материалисткой. Я поздоровела, когда стала более духовной. Только позднее я увидела, что моя усталость и нездоровье были связаны с моим материализмом». Слабый и нездоровый человек не может быть полон благодарности к существованию. В нем не может быть никакой благодарности к существованию, лишь только гнев. Для такого человека невозможно принять что-то от существования, так как он полон к нему гнева. Он лишь отвергает его. Если жизнь человека не достигнет определенного баланса здоровья через правильную работу и правильные упражнения, тогда, естественно, он будет чувствовать некоторую негативность, сопротивление и гнев к жизни. Правильная работа - это существенная ступенька лестницы к высшей религиозности. Ошо