Очень интересное суждение Ошо о религии и церкви. Советую прочесть. Ваши лекции могут принести громадную пользу многим людям. Ваше послание следует распростра­нять, нужно произвести духовный взрыв. Мне ка­жется, что сейчас это наша единственная надежда. Как вы намереваетесь распространять свои пред­ставления и укоренить свое цветущее учение среди обыденных, мирских дел? Это очень трудный вопрос. На него не легко отве­тить, ведь мой опыт подсказывает, что всякое органи­зованное явление очень быстро умирает. Стоит только начать пропагандировать идею, как она уже превра­щается в безжизненную догму. Стоит только сказать, что все люди должны стараться жить согласно некому принципу, как вы тотчас же превращаетесь во врага, несмотря на все свои добрые намерения. Что касается меня, то я просто веду такой образ жизни, который считаю правильным. Я все время про­изношу то, что считаю правильным, не намереваясь перетянуть все человечество на свою сторону. Я не собираюсь стараться повлиять на весь мир. В этом от­ношении меня можно назвать анархистом. Ни один по-настоящему религиозный человек не умеет вести себя иначе. Как только за религиозным человеком потянулась группа людей, которых он учит жизни, он сразу же перестает быть религиозным, и (более того) антирели­гиозным. Так всегда было. Все религии утратили ду­ховность, но ни один по-настоящему религиозный че­ловек не стремился обзаводиться толпой. Это зло не­минуемо. Всякий раз, когда кто-то начинает говорить и показывать путь, люди сразу же принимаются раз­мышлять о том, какую пользу можно извлечь из его учения. И это неплохо, мастер проявляет сострадание. Но сама жизнь так устроена, что всякое организован­ное явление превращается в миссию. То, что вы пыта­лись сделать, погибает в процессе. Но так происходит по самой природе вещей. Вы ничего не сможете ис­править. По моему мнению, в будущем миру будут нужны не религиозные организации, а религиозные люди. До тех пор пока мы не отвергнем все организации, духов­ный взрыв, о котором ты говоришь, не произойдет. Его и нельзя произвести, он может случиться только сам. Но мы можем способствовать его возникновению, если не станем ничего организовывать согласно идео­логиям. Каждая идеология хороша в начале, но посте­пенно ей приходиться заключать компромиссы. Они идет на компромиссы ради блага организации. Со временем средство неизбежно превращается в цель. Вы создаете организацию ради идеологии, но в конечном итоге идеология начинает существовать ис­ключительно ради организации. И организация стано­вится более важной. Вам нужно идти на компромиссы ради блага организации. В конечном итоге идея поги­бает, и остается лишь церковь. На свете так много церквей, что множить их число нет никакой необходимости. Я против церквей. На са­мом деле, я против самого духа миссионерства. По моему мнению, если я начну активно стараться изме­нить вас, то превращусь в ожесточенного человека. А насилие, которое возникает из благих намерений, опаснее банального насилия. Все ваши так называе­мые махатмы очень жестокие люди. Они не позволя­ют вам быть самими собой. Что же мне делать? Вот вопрос. Я чувствую, что мне нужно что-то предпринять, причем нужно сделать очень многое, но только таким образом, чтобы не из­менилось качество передачи знания. Если же это каче­ство изменится, это будет означать, что я уже не ду­маю об истине. Я продолжу говорить. Мои речи в большей или меньшей степени направлены на самого человека. Ес­ли нужно что-то предпринять, то исполняющая эту работу организация будет просто утилитарным явле­нием. Мне нужно вести себя не как миссионер, а как поэт. Миссионер больше занимается вами, изменени­ем вас, а поэт больше занимается самим собой, само­ выражением. Если что-то происходит с вами, это не так уж и важно. Я могу говорить только то, что кажет­ся мне правильным. Если что-то происходит с вами благодаря моим словам, хорошо. Если же с вами ниче­го не произошло, тоже не беда. Я сказал то, что дол­жен был сказать, причем постарался выразиться ясно. Довольно и этого, мне нет дела до результата. Результатом занимается мирской ум. С какой стати мне задумываться о результате? Я высказал свое ми­роощущение и жил согласно ему. Если вам кажется, что вам нужно испытать на себе мой образ жизни, вы можете решиться на эксперимент. Выбор должен быть за вами. Вам ничего нельзя навязывать, вами нельзя манипулировать. Даже вы сами не должны быть уве­ренными в моей правоте. В убежденности нет никакой пользы. Вы можете выбрать. Этот выбор будет исполнен жизненной силы, поскольку так вы останетесь собой. Новое поведение обретает гармонию с вашим сокро­венным существом. Оно обязательно вызовет в вас глубокие перемены, вы расцветете. Если вы навяжете себе поведение, то станете подражателем. Так вы бу­дете последователем, а не подлинным человеком. От последователей нет никакого толку, они никчемны. Это опасные люди! Что же мне делать? Я могу сделать только одно: передать вам свое знание. Если я никоим образом не обеспокоен перетягиванием вас на свой жизненный путь, тогда мы можем общаться с вами от сердца к сердцу. Но если вы когда-либо ощутите, что я заинте­ресован в изменении вас, то станете защищаться. То­ гда мне придется применять силу. Это уже драка, а не общение. Поэтому я не буду создавать никакую организацию. Духовный взрыв в мире может случиться исключи­ тельно благодаря отдельным людям, а не организаци­ям. Все организации потерпели неудачу: как полити­ческие, так и общественные. Человеческое общество еще никогда не было таким больным, как сейчас, и виновны в этом как раз организации. Все организации создавались с хорошими намерениями, с прекрасными идеями. Возможно, люди учреждали их с оглядкой на Будду, Заратустру или Иисуса - людей с большой жизненной силой и революционными взглядами на жизнь, которые могли передать человечеству очень важное знание. Но тогда... Может быть, кто-то из вас читал роман Достоевского «Братья Карамазовы». В ней содержится притча об Иисусе, который возвратился в мир спустя четырнадцать столетий, чтобы посмотреть, как успели развиться люди после возникновения христианства. «Пришла пора прийти к людям, - думает Иисус. - Ко­гда я впервые появился на земле, там еще не было ни одного христианина, поэтому меня распяли. Меня каз­нили потому, что христиан еще не было. Теперь же меня будут приветствовать, ведь христианами называ­ет себя целая половина человечества!» Итак, Иисус сошел на землю и сразу же отправился в Вифлеем. Было воскресенье, и люди выходили из церквей. Иисус стоял под деревом, думая, что все лю­ди станут узнавать его, ведь они выходили из его церкви! Но все люди смеялись и подшучивали над ним. «Забавная шутка! - кричали они. - Ты похож на Иисуса!» «Я не играю его, я и есть Иисус», - говорил им Ии­сус. Люди стали смеяться еще громче. Потом кто-то заметил ему: «Иисус ты или не Иисус, все равно тебе лучше уйти из нашего города. Скоро сюда явится первосвященник. У тебя будут большие неприятности». «Но он один из моих слуг, - напомнил ему Иисус. - Он узнает меня, даже если это не удалось сделать вам». И Иисус стал ждать первосвященника. Скоро к церкви и в самом деле подъехал первосвя­щенник. Он посмотрел на Иисуса и сказал толпе: «Приведите этого человека в церковь. Он устраивает массовые беспорядки. Он либо безумен, либо под­стрекает людей к бунту!» Первосвященник запер Иисуса в келье. Тот был очень смущен таким обхождением. Похоже, что все и на этот раз обернулось против него. Иисус почувство­вал, что мир совсем не изменился. Христиане ведут себя точно так же, как и люди, не относящие себя к этой конфессии. Но Иисус все-таки решил никуда не спешить. В полночь первосвященник пришел к келье, рас­пахнул дверь и упал на колени перед Иисусом: «Я уз­нал тебя! - воскликнул он. - Я знаю о том, что ты Ии­сус. Но я не мог позволить себе назвать тебя мессией среди толпы. Я не стал называть тебя по имени, пото­му что ты смущаешь народ. Ты разрушишь порядок, а мы так замечательно все устроили. Если ты вернешься к людям, то камня на камне не оставишь. Прошу тебя, уходи, мы и без тебя хорошо управляем людьми. Ты нам совсем не нужен. Оставайся со своим отцом на небе. Мы здесь твои представители, и мы сами обо всем позаботимся. В твоем присутствии нет никакой надобности». «Я говорю с тобой с глазу на глаз, - горячо шептал первосвященник. - Прошу тебя, никому не передавай мои слова, иначе мне несдобровать. Ты не может по­ступать иначе, ведь ты анархист. Не то чтобы ты был против иудеев вместе с их церковью. Ты против всех церквей, против всех организацией. Ты восстал против всего, что мы поддерживаем». Как бы то ни было, первосвященник говорит прав­ду. Что бы мы ни организовали, весь механизм наших действий предполагает целью церковь, а не религию. Стоит возникнуть церкви, как она сразу же попирает религию. Любая церковь против религии, иначе и быть не может, ведь религия означает мятеж, индиви­дуальность, свободу. Церковь не может означать ни­чего подобного. Она символизирует нечто совсем дру­гое: абсолютное духовное рабство, подражательство, безжизненную догму, кредо, рутинные ритуалы. Цер­ковь никогда не может означать свободу, поскольку ей просто не выжить в свободе. Но всегда происходило именно так. По моему мнению, человеческое сознание достигло такого развития, что теперь мы можем быть индиви­дуально религиозными. Нам не нужно быть иудеями, индуистами или христианами. Довольно и одной толь­ко религиозности. Это значит, что религию нужно ос­вободить от всех общественных пут. Религия должна стать индивидуальным существованием. Что мне делать, если у меня сложилось такое мне­ние? Я могу лишь все время устанавливать с людьми связь, не ожидая никаких результатов, без надежды увидеть ростки моего учения, не думая о том, что мои слова пребудут в веках. Всего этого не должно быть. Всякая надежда на возникновение новой организации выдает ошибочное понимание. Распустился цветок. К вечеру он увянет. Точно так же, любая возникшая идея обречена умереть. Цветок не должен пытаться жить вечно. Он должен позволить распускаться и другим цветам. Цветок должен увянуть для того, чтобы на следующий день распустился дру­ гой цветок. Если я создам какую-то организацию, то сам себе создам препятствие, которое не позволит возникнуть новому явлению. Итак, я вообще не намерен создавать организацию. У меня нет никаких планов на будущее. Довольно и этого мгновения. Если мне удастся передать что-то даже одному единственному человеку, это лучше, чем заниматься чем-либо другим в мире. Вокруг меня мо­жет возникнуть массовое движение, но только в каче­стве цепной реакции. Нам нужно сохранять терпение. Миссионер никогда не бывает терпеливым, он и не может быть терпеливым, иначе он просто не был бы миссионером. Ошо

Теги других блогов: психология